ПОСТРОЕНИЕ УСПЕШНОЙ КАРЬЕРЫ

You can always change for the better!

О компании


Уважаемые посетители сайта!
Обращаем ваше внимание, что все права на воспроизведение и использование печатных материалов,
размещенных на сайте, принадлежат компании Бета-версия.
Спасибо за понимание!

Когда предпринимателю выгоден аутсорсинг?

№ 22 (537) 16/06/2008

Аутсорсинг постепенно становится реальной потребностью нашего рынка. Сегодня практически во всех сферах бизнеса конкуренция становится предельно жесткой, и компаниям приходится отдавать все силы и средства на стратегической развитие своих проектов. На этом фоне передача части неосновных функций и бизнес-процессов на реализацию внешним фирмам-исполнителям зачастую является наиболее эффективным способом укрепить свои позиции на рынке.
Действительно, аутсорсинг позволяет сокращать издержки, улучшать качество выполнения отдельных задач, сконцентрироваться на расширении бизнеса. Однако, как и любой другой инструмент, аутсорсинг может принести как огромную пользу, так и вред для бизнеса. И чтобы правильно им пользоваться, нужно четко понимать зачем, в каких ситуациях и на каких условиях следует привлекать помощников извне. Именно поэтому «Деловая неделя» открывает для своих читателей интерактивный круглый стол на тему «Когда предпринимателю выгоден аутсорсинг?»

Основными темами для обсуждения станут:

— тенденции развития рынка аутсорсинга;
— ситуации, когда к услугам аутсорсера прибегать выгодно;
— выбор партнера в сфере аутсорсинга;
— расчет экономической эффективности работы аутсорсера;
— возможные риски при работе на условиях аутсорсинга;
— механизмы взаимоотношений с партнером-аутсорсером.

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию некоторые высказывания экспертов и консультантов, которые имеют серьезный опыт в использовании механизмов аутсорсинга.

 Тенденции развития рынка аутсорсинга

Мария МАРГУЛИС
директор департамента лизинговых и массовых проектов AVANTA Personnel
— В данный момент очень сложно оценить в цифрах рост объемов аутсорсинга, особенно принимая во внимание то, что услуги предоставляются в разных сферах бизнеса, однако точно можно утверждать, что этот объем растет. Кроме того, не секрет, что «локомотивом» развития аутсорсинга в России в качестве потребителей являются в основном иностранные компании. Особенно востребован сегодня аутсорсинг бухгалтерских услуг, рекрутмент, предоставление временного персонала, администрирование персонала, обучение, оценка и тестирование сотрудников, а также логистическая и складская деятельность и IT-обслуживание.

В каких ситуациях и на каких стадиях развития компании выгодно прибегать к услугам аутсорсера?

Ирина ЗАКРЕВСКАЯ
директор ООО «ВИТ-Персонал»
— Порой именно профессиональные аутсорсеры помогают при возникновении нестандартных ситуаций, справиться с которыми компания не может своими силами. Можно привести массу примеров из практики, например, уход главного бухгалтера накануне сдачи отчетности, различные судебные тяжбы или споры с контрагентами, необходимость подбора новых сотрудников при отсутствии менеджера по персоналу (и даже в его присутствии!). Таким образом, цена ошибки может быть слишком велика и стоить значительно дороже услуг профессионалов.

Ирина КУЗНЕЦОВА
генеральный директор Обучающая компания «Бета-версия»
— В определенных ситуациях аутсорсинг является весьма выгодным для большинства компаний. Не говоря уже о таких чисто экономические преимущества этого вида услуг, как экономия средств и времени на подбор постоянных кадров, а также затрат на аренду дополнительных помещений, аутсорсинг позволяют добиваться более высокого качества работ. Возьмем для примера рынок образовательных услуг. Такие курсы, как деловой иностранный язык, бизнес-тренинги, обучение и диагностика персонала сегодня чрезвычайно востребованы и широко представлены в городе. Поэтому, чтобы отстоять свою нишу на рынке учебные заведения должны обладать рядом конкурентных преимуществ, в том числе, предлагать клиенту обучение высокого качества, гибкий подход и ко времени проведения занятий и к наполнению программ. И это по силам далеко не всем. Поэтому мы в свое время пришли к выводу, что привлечение преподавателей на условиях аутсорсинга позволит нашей компании добиться необходимого эффекта. Мы не государственное учебное заведение, и не можем позволить себе содержать целый штат высококвалифицированных преподавателей, выплачивать им ежемесячную зарплату и предоставлять очередной оплачиваемый отпуск. Поэтому мы привлекаем к учебному процессу лучших преподавателей ведущих вузов Санкт-Петербурга именно на аутсорсинге. В результате, помимо качества преподавания и внимательного отношения к нашим слушателям, мы получаем еще приток новой энергии извне, всегда находимся в курсе последних событий и новейших методов обучения.

Как выбор партнера в сфере аутсорсинга?

Мария МАРГУЛИС:
— При выборе аутсорсера следует обращать внимание на такие аспекты, как профессионализм сотрудников провайдера, гибкость в предложении разных решений для клиента и при обсуждении вопросов, опыт ведения проектов, прозрачность оформления проекта. В процессе сотрудничества необходимо постоянно проводить мониторинг качества услуг, организовывать встречи с партнерами по обратной связи. Наиболее важным моментом еще на стадии переговоров с предполагаемым аутсорсером является четкое понимание, какие функции и в каком объеме клиент хочет аутсорсить. Особенно важно определить не только границы ответственности сторон, но и задачи, которые с помощью аутсорсинга хочет решить компания. Для всего этого необходимо, чтобы перед принятием решения об аутсорсинге в какой-либо области у компании было ясное понимание границ разных функций, ответственности за них и целей. Клиент и провайдер могут заранее договориться о ключевых показателях деятельности в рамка проекта (KPI) по которым и смогут оценивать качество услуг и достижение поставленных задач. В некоторых ситуациях имеет смысл прибегнуть к аутстаффингу. Так, в случаях, когда компании нужно начинать деятельность на определенной территории, а юридического лица или собственного офиса там еще нет, тогда сотрудники могут администрироваться провайдером. Также это удобно, когда у компании есть необходимость контролировать численность сотрудников в пределах определенного диапазона или когда у компании нет достаточных ресурсов для профессионального администрирования сотрудников. Ирина ЗАКРЕВСКАЯ: — Выбирая партнера в сфере аутсорсинга прежде всего следует оценить его репутацию на рынке. Узнать, как долго существует компания, насколько хорошо оборудован офис, есть ли специалисты смежных областей — все это позволит составить полную картину и не ошибиться с выбором партнера. Полная информация поможет избежать в дальнейшем множества проблем. Хорошо, если компания-аутсорсер может предоставить широкий спектр услуг из смежных сфер деятельности. Например, бухгалтерская компания может привлекать к работе юристов для решения нестандартных ситуаций. Существует мнение, что если компания не узкоспециализированная, то она все делает кое-как. На мой взгляд, качество работы зависит не от степени специализированности, а от принципов ее работы, от политики, которую она проводит. Как рассчитать экономическую эффективность сотрудничества с аутсорсером?

Ирина ЗАКРЕВСКАЯ:
— На мой взгляд, подсчитать экономическую эффективность работы аутсорсера довольно просто. Берем стоимость дополнительной аренды необходимого количества рабочих мест (скажем, одного бухгалтера), добавляем стоимость мебели и офисного оборудования, плюсуем стоимость программного обеспечения (в идеале — MS Office, бухгалтерская программа и одна из правовых баз), хорошо бы поставить систему банк-клиент, значит, плюс еще Интернет, плюс всякая мелочь (телефон, канцелярия и т. д.). Ну и, конечно, стоимость подбора бухгалтера, а хорошо бы и протестировать его на предмет профессиональных знаний. Не забыть учесть необходимость повышения квалификации, всякие семинары, тренинги. Ну и наконец, зарплата специалиста. Сравнить все это с той суммой, которую назовут в компании-аутсорсере.

Возможные риски при работе аутсорсером

Сергей ОСУТИН
 
председатель совета директоров консалтинговой группы «О.С.В.»:
— При использовании аутсорсинга компании сталкиваются, как правило, с целым рядом рисков экономического и управленческого характера. Хотя чаще всего связаны они не с компанией-аутсорсером, а скорее с тем, что сами собственники принимают неправильные решения! Руководитель должен грамотно подходить к выбору компании-аутсорсеру и четко определять, какие именно функции ей передавать. Так например, руководителю следует учесть, что юрист на аутсорсинге, привлеченный для решения тактических задач, вряд ли будет учитывать при этом стратегические цели компании. Штатный юрист должен обладать стратегическим мышлением и именно он, в таком случае, знает откуда появилась та или иная масштабная проблема и в какую сторону ее «разруливать», чтобы подобная ситуация не повторялась в будущем. И тут многое будет зависеть от взаимодействия этих двух юристов, тон которому должен задать руководитель. В тех случаях, когда компания обращается к аутсорсеру за бухгалтерскими услугами, возникает необходимость регулярной передачи первичных бухгалтерских документов из вашего офиса — к удаленному бухгалтеру и обратно. Не все компании-аутсорсеры предоставляют такую услугу и вам придется решать этот вопрос собственными силами. Также существует опасность потери контроля за отдельными бизнес-процессами. Так, директор, отдавая те или иные задачи на реализацию аутсорсеру, изначально прекрасно знает, что там происходит. Но если сторонняя компания хорошо справляется со своей работой, то со временем наш руководитель теряет интерес к данному процессу, и проверяет информацию только в контрольных точках: на «входе» и на «выходе». Это нормальное явление, но важно, чтобы был составлен максимально обстоятельный договор аутсорсинга, где было бы точно описано все, за что платятся деньги. И тогда руководитель, если вдруг появляются вопросы, сможет попросить у своего партнера по аутсорсингу отчет о его действиях прямо по пунктам соглашения, так сказать, «вытащить кота из мешка».

Требует ли процесс передачи отдельных задач компании на аутсорсинг дополнительной подготовки?

Александр БЕСПАЛОВ
генеральный директор ООО «Консалтинговая группа «Беспалов и партнеры», тренер, бизнес-консультант
— Если ставить перед собой задачу добиться повышения эффективности деятельности компании, то перед тем, как отдать какую-либо бизнес-функцию на аутсорсинг, необходим консалтинг у специалистов и/или аудит. Здесь можно соотнести процесс передачи функций на внешнего исполнителя с процессом автоматизации — есть четкие правила, выполнение которых гарантирует хороший результат. В частности, одно из правил — это необходимость формализации и оптимизации бизнес-процессов перед тем, как они отдаются на аутсорсинг (или автоматизируются). Без четких регламентов работы и понимания, что процессы в компании отлажены и оптимальны для этого вида деятельности, сложно требовать от аутсорсера каких-то реальных результатов. Например, заказывать маркетинговый план «на стороне» не имея четкого представления, кто его будет утверждать, с кем его необходимо согласовывать, кто будет предоставлять соответствующую информацию компании-аутсорсеру, а главное — кто и как будет реализовывать этот план в дальнейшем, — без ответа на все эти вопросы бессмысленно пытаться добиться эффективности просто «вырезав» кусок бизнес-функций и передав его сторонним организациям. С другой стороны, у нас на рынке распространено заблуждение, что аутсорсинг — это «спихивание» ответственности на другого. Однако повышение эффективности работы компании при задействовании механизмов аутсорсинга возможно только при качественной предварительной подготовке.

Рассказать друзьям: